рис. 1 рис. 2 рис. 3 рис. 4 рис. 5 рис. 6 рис. 7

Это маленький отрывок из книги. Мне кажется современное увлечение записью всех треков в «сухую» и потом последующей обработкой всякими реверами и эмуляторами помещений занятие хорошее только если у тебя в наличии дорогой и хороший процессор реверберации. В условиях стесненных средствами не грех прочитать эту статью, о том как достигалась реальность звучания в 50-е годы, конечно такие магнитные ревера, как тут описаны, ни кому уже не достанутся, а всякие старые tesla и vermona явное фуфло, но вот про «эхо» камеру можно подумать. Так ли уж нужно всегда заглушать то помещение в котором пишешься, может лучше микрофоны подвигать?
Ссылки на иллюстрации сверху, это просто сканы с картинок в книге, поэтому номера на фотах не соответствуют номерам рисунков в ссылках текста.

М.З. Высоцкий. 1960 год.

«Комната «эхо» обычно имеет форму неправильного многоугольника, что обеспечивает большее количество беспорядочных многократных отражений звуковых волн. При объеме помещения 50-60 куб.метров время реверберации на частоте 1000 Гц составляет 4-5 сек. Стены и потолок комнаты обрабатываются эмалевой краской, а пол покрывается бетоном с последующим железнением. В комнате «эхо» киностудии «Мосфильм» использован микрофон 19А-1 и двух полосный контрольный громкоговоритель. Внутренний вид этой комнаты показан на рис. 1, частотная характеристика времени реверберации на рис. 2, а скелетная схема включения ее в микшерский пульт тракта перезаписи – на рис. 3. Для компенсации спада частотной характеристики времени реверберации на высоких частотах в усилителе низкой частоты, питающем громкоговоритель, предусмотрена коррекция +16 Дб.
Достоинством комнаты «эхо» является отсутствие «дробления» звука, что обеспечивает хорошую запись любой программы, однако отсутствует возможность менять время реверберации по ходу записи, что, впрочем, не всегда требуется.
Дополнительная реверберация может быть получена также применением магнитного ревербератора, скелетная схема которого приведена на рис. 4. Ревербератор обычно включается в разрыв тракта звуковой частоты канала перезаписи. После входного трансформатора (Вход) схема разветвляется на два канала: А - основной, по которому передаваемый сигнал проходит без изменений; Б – канал реверберации.
Выходы обоих каналов соединяются в точке Г. Общий выход снабжен усилителем. В основном канале имеется катодный повторитель, преграждающий путь с выхода канала реверберации к его входу, и регулятор уровня.
В канале реверберации осуществляется запись сигнала на замкнутое кольцо 6,35-мм магнитной ленты длинной 1,5 – 1,7 м и многократное воспроизведение его с постепенным ослаблением. Для этой цели служат:
а) усилитель записи с генератором стирания и смещения (подмагничивания);
б) головка стирания;
в) головка записи;
г) несколько головок воспроизведения;
д) усилители воспроизведения, из которых первый обслуживает четыре головки воспроизведения, а второй - пятую.
Каждая головка воспроизведения имеет отдельный трансформатор и регулятор уровня. Все пять регуляторов механически связаны друг с другом и составляют общий регулятор времени реверберации с одной ручкой. В каждом положении ручки в цепи воспроизводящих магнитных головок вводится различное затухание таким образом, что головка, получающая сигнал относительно позже, воспроизводит его на сравнительно более низком уровне.
Положение ручки этого регулятора определяет скорость затухания звука в ревербераторе и, следовательно, время реверберации.
Сигнал, воспринимаемый пятой головкой, поступает через катодный повторитель обратной связи на вход усилителя записи в точку Б и повторно периодически записывается с интервалом 0,25 сек. со все большим ослаблением.
Каждая повторная запись снова воспроизводится всеми пятью головками. Такая система эквивалентна системе без обратной связи, но с большим числом головок.
В каждом усилителе воспроизведения имеется ступенчатый регулятор уровня. Оба регулятора одинаковы и механически между собой связанны. Они определяют уровень подмешивания реверберации к основному каналу.
В цепи, связывающей общий усилитель воспроизведения с основным каналом, имеются два регулятора частотной характеристики уровня подмешивания, позволяющие вводить плавные спады на низких и высоких частотах.
Магнитный ревербератор, разработанный Всесоюзным научно-исследовательским институтом звукозаписи, конструктивно оформлен в тумбе от магнитофона МЭЗ-2. Лентопротяжный механизм с блоком магнитных головок показан на рис. 5. Аппарат питается от сети переменного тока напряжением 220в; входное сопротивление 600 и 5000 Ом. Вход может быть включен симметрично либо асимметрично. Входное напряжение – 1,5в, выходное напряжение тоже 1,5в на нагрузке 600 Ом. Скорость движения звуконосителя – 760 мм/сек. Коэффициент детонации – не боле 0,2%. Частотная характеристика основного канала в диапазоне 40 – 14000 Гц имеет неравномерность 2,5 Дб. Уровень шума основного канала (при включенном канале реверберации) не более – 60 Дб при выходном напряжении 1,5 в, а сквозного канала – 50Дб.
Достоинством ревербератора является оперативность регулировки времени реверберации и соотношением между прямыми и реверберируемыми звуками.
К недостаткам следует отнести некоторое дробление звука при записи коротких, отрывистых сигналов, например ударных инструментов. Этот недостаток почти устранен в новом магнитном ревербераторе типа КМР -58. Для воспроизведения в нем применены одиннадцать магнитных головок вместо пяти, из которых девять основных, включаемых по желанию группами или по одиночке, и две вспомогательные для получения эффектов эхо.
Аппарат состоит из тумбы (рис. 6), в которой размещены: лентопротяжный механизм, усилители и выпрямители, и пульта дистанционного управления (рис. 7) с расположенным в нем регуляторами скорости затухания времени реверберации, общим выходным усилителем и элементами оперативного управления.
Ревербератор КМР - 58 имеет две скорости: 381 и 762 мм/сек и дает возможность имитировать объемы студий с реверберацией от 10 до 2 сек. и от 2,5 до 1 сек. В каждом из диапазонов время реверберации может плавно изменяться от 2 до 10 сек. и от 1 до 2,5 сек. Переход с одной шкалы на другую осуществляется изменением скорости звуконосителя на пульте управления с помощью тумблера.
Уровень сигнала реверберации может плавно изменяться от 0 Дб по отношению к уровню прямого сигнала до + 10 Дб. Кроме того, имеется возможность включения скачком реверберационного сигнала»
Hosted by uCoz